13 февраля 200913:17
«Российская газета» и Анатолий Горлов: «В суд за проездным»
Первые иски в суд подали пенсионеры Екатеринбург.
Пожилые люди настаивают на том, что полученные 275 рублей компенсации взамен действующего ранее права бесплатного проезда на городском транспорте не компенсируют реальные расходы. А следовательно, прошедшая монетизация нарушила Конституцию РФ, гарантирующую, что законодательные и нормативные акты, которые принимают органы местного самоуправления, не должны ухудшать материального положения граждан.
Правдоискатели действуют сразу по нескольким направлениям. Один иск подан в суд Ленинского района областного центра. Истец требует признать решение городских властей недействительным и обязать администрацию установить стоимость единого льготного проездного на автобус, трамвай и троллейбус не выше 275 рублей. Ветераны Владимир Капустин и Анна Семенова обратились в Уставный суд Свердловской области. Они считают, что закон о монетизации льгот на транспорте ущемляет человеческое достоинство и права пенсионеров. «Каждый свердловский пенсионер и ветеран труда потерял на этой монетизации одну тысячу двести рублей в месяц, — утверждает Капустин. — Чтобы мы передвигались общественным транспортом в соответствии с нашими нуждами, придется покупать минимум четыре «социальных» проездных, каждый из которых стоит больше 300 рублей».
На тот случай, если местные власти протест не заметят, уральские пенсионеры уже готовят документы и в Конституционный суд. Общественники уверены, что у них есть шансы оспорить областной закон «О социальной поддержке ветеранов», который поставил пожилых уральцев в незавидное положение. Однако в аппарате уполномоченного по правам человека в Свердловской области на судебные перспективы смотрят скептически.
— Анализ решений Конституционного и Верховного судов по аналогичным искам в других регионах подсказывает, что вряд ли суд, в том числе Уставный, примет сторону стариков, — с сожалением констатирует уполномоченный по правам человека Свердловской области Татьяна Мерзлякова.— Считается, что коль льготы остались, то конституционные права граждан не нарушены, ведь механизм их компенсации может быть разным.
Масла в огонь добавил и тот факт, что власти Екатеринбурга плохо подготовились к заранее запланированной монетизации. Льготных проездных и абонементов напечатали недостаточно, и пожилые люди часами стояли у билетных киосков, чтобы купить заветный квиток. С начала февраля на многих киосках, чтобы не скандалить с пенсионерами, вывесили предупреждения: «Льготных абонементов нет».
—Третий день хожу в киоск на нашей остановке возле кинотеатра «Буревестник», — сообщил в редакцию инвалид первой группы Сазанов. — Все киоски на улице Дерябиной обошел —нигде нет льготных абонементов. Свои деньги за проезд тратить не хочу — обидно: за что меня лишили права, гарантированного государством?
— Абонементов берут очень много, причем впрок, и зачем это делают, непонятно,— объяснил корреспонденту «РГ» причины дефицита замдиректора Екатеринбургского трамвайно-троллейбусного управления Александр Серебренников. — Скупают и не пользуются, а кому надо в данный момент, не могут купить. Считаю, что ситуация нормализуется, абонементы в киосках есть, но от количества проданного к нам «вернулось» только шесть процентов билетов.
Свердловская область — одна из последних регионов в стране, где монетизировали транспортные льготы. Вроде бы есть у кого поучиться, как провести переход с льгот на деньги наиболее безболезненно для пожилых людей. Ведь в большинстве крупных городов страны монетизация прошла без волнений в очередях и судебных разбирательств. Где-то вввели единые проездные на все виды транспорта, где-то постоянные электронные билеты. Но то ли местные власти решили, что ни к чему изучать этот опыт, то ли некогда было — сроки введения монетизации поджимали... Но сейчас чиновникам все равно придется предпринимать какие-то шаги и дорабатывать закон «под ситуацию».
Кстати, депутаты Екатеринбургской городской Думы вновь обратились к областным властям с просьбой увеличить сумму компенсации либо «заморозить» реализацию закона до лучших времен. Обсудить сложности, возникшие в связи с заменой льгот денежными компенсациями, думцы планируют на своем заседании 17 февраля.
Пожилые люди настаивают на том, что полученные 275 рублей компенсации взамен действующего ранее права бесплатного проезда на городском транспорте не компенсируют реальные расходы. А следовательно, прошедшая монетизация нарушила Конституцию РФ, гарантирующую, что законодательные и нормативные акты, которые принимают органы местного самоуправления, не должны ухудшать материального положения граждан.
Правдоискатели действуют сразу по нескольким направлениям. Один иск подан в суд Ленинского района областного центра. Истец требует признать решение городских властей недействительным и обязать администрацию установить стоимость единого льготного проездного на автобус, трамвай и троллейбус не выше 275 рублей. Ветераны Владимир Капустин и Анна Семенова обратились в Уставный суд Свердловской области. Они считают, что закон о монетизации льгот на транспорте ущемляет человеческое достоинство и права пенсионеров. «Каждый свердловский пенсионер и ветеран труда потерял на этой монетизации одну тысячу двести рублей в месяц, — утверждает Капустин. — Чтобы мы передвигались общественным транспортом в соответствии с нашими нуждами, придется покупать минимум четыре «социальных» проездных, каждый из которых стоит больше 300 рублей».
На тот случай, если местные власти протест не заметят, уральские пенсионеры уже готовят документы и в Конституционный суд. Общественники уверены, что у них есть шансы оспорить областной закон «О социальной поддержке ветеранов», который поставил пожилых уральцев в незавидное положение. Однако в аппарате уполномоченного по правам человека в Свердловской области на судебные перспективы смотрят скептически.
— Анализ решений Конституционного и Верховного судов по аналогичным искам в других регионах подсказывает, что вряд ли суд, в том числе Уставный, примет сторону стариков, — с сожалением констатирует уполномоченный по правам человека Свердловской области Татьяна Мерзлякова.— Считается, что коль льготы остались, то конституционные права граждан не нарушены, ведь механизм их компенсации может быть разным.
Масла в огонь добавил и тот факт, что власти Екатеринбурга плохо подготовились к заранее запланированной монетизации. Льготных проездных и абонементов напечатали недостаточно, и пожилые люди часами стояли у билетных киосков, чтобы купить заветный квиток. С начала февраля на многих киосках, чтобы не скандалить с пенсионерами, вывесили предупреждения: «Льготных абонементов нет».
—Третий день хожу в киоск на нашей остановке возле кинотеатра «Буревестник», — сообщил в редакцию инвалид первой группы Сазанов. — Все киоски на улице Дерябиной обошел —нигде нет льготных абонементов. Свои деньги за проезд тратить не хочу — обидно: за что меня лишили права, гарантированного государством?
— Абонементов берут очень много, причем впрок, и зачем это делают, непонятно,— объяснил корреспонденту «РГ» причины дефицита замдиректора Екатеринбургского трамвайно-троллейбусного управления Александр Серебренников. — Скупают и не пользуются, а кому надо в данный момент, не могут купить. Считаю, что ситуация нормализуется, абонементы в киосках есть, но от количества проданного к нам «вернулось» только шесть процентов билетов.
Свердловская область — одна из последних регионов в стране, где монетизировали транспортные льготы. Вроде бы есть у кого поучиться, как провести переход с льгот на деньги наиболее безболезненно для пожилых людей. Ведь в большинстве крупных городов страны монетизация прошла без волнений в очередях и судебных разбирательств. Где-то вввели единые проездные на все виды транспорта, где-то постоянные электронные билеты. Но то ли местные власти решили, что ни к чему изучать этот опыт, то ли некогда было — сроки введения монетизации поджимали... Но сейчас чиновникам все равно придется предпринимать какие-то шаги и дорабатывать закон «под ситуацию».
Кстати, депутаты Екатеринбургской городской Думы вновь обратились к областным властям с просьбой увеличить сумму компенсации либо «заморозить» реализацию закона до лучших времен. Обсудить сложности, возникшие в связи с заменой льгот денежными компенсациями, думцы планируют на своем заседании 17 февраля.