31 мая 201318:04
Екатеринбург в поисках стратегии
По какому пути следует развиваться Екатеринбургу — крупного промышленного и делового мегаполиса либо «зеленого» удобного для жизни города, и кто должен влиять на эти изменения — вопрос, ставший сегодня актуальным для простых жителей и специалистов в сфере архитектуры и строительства. Однако становится очевидным, что не столько власти и вложенные средства, сколько макроэкономическая ситуация в стране в большей степени определяет судьбу города. В таком случае открывается еще одна перспектива под названием «по пути Детройта» — достижение пика промышленного и экономического развития отдельно взятого города и последующее падение его промышленных и финансовых основ.
Частные оценки экспертов зачастую основаны на грандиозных планах, реализацию которых не сможет зафиксировать почти никто из ныне живущих. Так, архитектор Григорий Мазаев уверен, что в недалеком будущем Екатеринбург станет городом с население 2,5 млн человек.
«Мне сейчас поручено работать над долгосрочной схемой развития Екатеринбурга до 2100 года. Предусмотрено очень много нововведений. Раньше была тенденция, что Свердловская область осваивалась с севера на юг, а территории на Западе и Востоке пустовали. Ныне планируется и эти земли взять в оборот. Схемой развития до 2100 года предусмотрено, что Екатеринбург значительно увеличиться, через него будет проходить международный транспортный коридор от Парижа до Токио. Также мы планируем построить скоростные железные дороги, в том числе связку «Екатеринбург — Челябинск». Наш город станет третьим по величине городом в России, мегаполисом, который будет сосредотачивать вокруг себя не только УрФО, но и Приволжский округ», — рассказал архитектор Григорий Мазаев.
Гости из-за рубежа в свою очередь опираются на опыт иностранных государств в плане развития городов. Швейцарский архитектор Дессимо Эрве считает, что бурное строительство никак не способствует сохранению окружающей среды, без чего невозможна комфортная жизнь человека.
«Я в России работаю более 10 лет, Екатеринбург — очень динамичный город, но я бы хотел его видеть экологичным, зеленым, инновационным городом. Политики должны задавать основную ось развития — быть городу огромным мегаполисом либо сосредоточиться на принципах устойчивого, но при этом менее бурного строительства и сохранения окружающей среды», — считает Дессимо Эрве.
Также он добавил, что участие в «ЭКСПО» — шанс для Екатеринбурга создать свой неповторимый образ, а не брать за основу развития историю других городов, например, Москвы. По его мнению, Екатеринбург должен приобрести свое неповторимое лицо.
С экспертом согласен и главный архитектор Екатеринбурга Михаил Вяткин. По его мнению, развитие по пути столицы — не лучший вариант.
«Я противник того, чтобы население Екатеринбурга росло. Я хочу, чтобы наш город стал зеленым, экологичным и инновационным. Нам не надо гнаться за миллионами квадратных метров, иначе это выльется в такую ситуацию, которая случилась в Москве», —заявил Михаил Вяткин.
Однако не только повторения опыта Москвы стоит опасаться екатеринбуржцам. Помимо двух векторов развития — человечной и урбанистической — существует, по оценке общественного эксперта по Екатеринбургу Андрея Старцева, еще один, вытекающий из последнего, а именно — упадок после бурного расцвета. И примеры такого исхода событий имеются даже в новейшей истории.
Третий вариант, реализацию которого ни в коем случае нельзя допустить, по оценке Андрея Старцева, заключается в развитии Екатеринбурга по пути американского города Детройта, достигшего своего пика развития в урбанистическом плане, но опустевшем в результате воздействия внешних факторов, а точнее, из-за бензинового кризиса второй половины XX века.
«В существующей российской действительности данный вариант развития вполне реален, для этого достаточно стране быть сброшенной с нефтяной иглы, когда окажется, что не осталось свободных ресурсов, которые можно дешево добыть и дорого продать. Именно поэтому больше, чем планирование на развитии города скажется экономическая составляющая развития страны. Сам по себе город — недостаточная единица измерения для того, чтобы оценить дальнейшие пути его развития», — уверен Андрей Старцев.
Между тем эксперт подчеркивает, что Екатеринбург взял очень хороший старт по развитию урбанизма. Будучи центром тяжелого машиностроение в СССР, Екатеринбург за 20 лет лучше других российских городов смог перестроиться в плане развития инфраструктуры и вместо города заводов стал городом процветающего бизнеса и торговли.
Что касается ближайшего будущего, то наиболее перспективный, по оценке Андрея Старцева, путь развития Екатеринбурга — создание агломерации за счет объединения с близлежащими городами — Верхней Пышмой, Первоуральском, Среднеуральском и Березовским.
«Это нисколько не противоречит удобству города для жителей, поскольку уже сейчас в городе работает очень много приезжих. Десятки тысяч людей работают в Екатеринбурге, в нем не проживая. Поэтому важная задача — строительство инфраструктуры для создания полноценной агломерации. В настоящее время в Екатеринбурге делаются правильные шаги по развитию пешеходной зоны и организации общественного транспорта, но в этом плане мы до сих пор сильно отстаем даже от наших соседей — города Перми», — добавляет Андрей Старцев.
Эксперт уверен, что необходимо соблюсти баланс между урбанистикой и маленьким человеком — жителем города. Именно этот баланс не позволит Екатеринбургу пойти по пути Детройта.
Объединяя мнения экспертов, можно заключить, что масштабная и повсеместная застройка офисными, торговыми или жилыми знаниями может привести к параличу многих городских систем, не готовых вынести увеличения нагрузки, прежде всего это касается автомобильных дорог. Однако эксперты уверены, что курс, взятый Екатеринбургом после развала СССР и позволивший городу стать процветающим мегаполисом, не позволит сбыться третьему, самому пессимистичному варианту развития событий.
Частные оценки экспертов зачастую основаны на грандиозных планах, реализацию которых не сможет зафиксировать почти никто из ныне живущих. Так, архитектор Григорий Мазаев уверен, что в недалеком будущем Екатеринбург станет городом с население 2,5 млн человек.
«Мне сейчас поручено работать над долгосрочной схемой развития Екатеринбурга до 2100 года. Предусмотрено очень много нововведений. Раньше была тенденция, что Свердловская область осваивалась с севера на юг, а территории на Западе и Востоке пустовали. Ныне планируется и эти земли взять в оборот. Схемой развития до 2100 года предусмотрено, что Екатеринбург значительно увеличиться, через него будет проходить международный транспортный коридор от Парижа до Токио. Также мы планируем построить скоростные железные дороги, в том числе связку «Екатеринбург — Челябинск». Наш город станет третьим по величине городом в России, мегаполисом, который будет сосредотачивать вокруг себя не только УрФО, но и Приволжский округ», — рассказал архитектор Григорий Мазаев.
Гости из-за рубежа в свою очередь опираются на опыт иностранных государств в плане развития городов. Швейцарский архитектор Дессимо Эрве считает, что бурное строительство никак не способствует сохранению окружающей среды, без чего невозможна комфортная жизнь человека.
«Я в России работаю более 10 лет, Екатеринбург — очень динамичный город, но я бы хотел его видеть экологичным, зеленым, инновационным городом. Политики должны задавать основную ось развития — быть городу огромным мегаполисом либо сосредоточиться на принципах устойчивого, но при этом менее бурного строительства и сохранения окружающей среды», — считает Дессимо Эрве.
Также он добавил, что участие в «ЭКСПО» — шанс для Екатеринбурга создать свой неповторимый образ, а не брать за основу развития историю других городов, например, Москвы. По его мнению, Екатеринбург должен приобрести свое неповторимое лицо.
С экспертом согласен и главный архитектор Екатеринбурга Михаил Вяткин. По его мнению, развитие по пути столицы — не лучший вариант.
«Я противник того, чтобы население Екатеринбурга росло. Я хочу, чтобы наш город стал зеленым, экологичным и инновационным. Нам не надо гнаться за миллионами квадратных метров, иначе это выльется в такую ситуацию, которая случилась в Москве», —заявил Михаил Вяткин.
Однако не только повторения опыта Москвы стоит опасаться екатеринбуржцам. Помимо двух векторов развития — человечной и урбанистической — существует, по оценке общественного эксперта по Екатеринбургу Андрея Старцева, еще один, вытекающий из последнего, а именно — упадок после бурного расцвета. И примеры такого исхода событий имеются даже в новейшей истории.
Третий вариант, реализацию которого ни в коем случае нельзя допустить, по оценке Андрея Старцева, заключается в развитии Екатеринбурга по пути американского города Детройта, достигшего своего пика развития в урбанистическом плане, но опустевшем в результате воздействия внешних факторов, а точнее, из-за бензинового кризиса второй половины XX века.
«В существующей российской действительности данный вариант развития вполне реален, для этого достаточно стране быть сброшенной с нефтяной иглы, когда окажется, что не осталось свободных ресурсов, которые можно дешево добыть и дорого продать. Именно поэтому больше, чем планирование на развитии города скажется экономическая составляющая развития страны. Сам по себе город — недостаточная единица измерения для того, чтобы оценить дальнейшие пути его развития», — уверен Андрей Старцев.
Между тем эксперт подчеркивает, что Екатеринбург взял очень хороший старт по развитию урбанизма. Будучи центром тяжелого машиностроение в СССР, Екатеринбург за 20 лет лучше других российских городов смог перестроиться в плане развития инфраструктуры и вместо города заводов стал городом процветающего бизнеса и торговли.
Что касается ближайшего будущего, то наиболее перспективный, по оценке Андрея Старцева, путь развития Екатеринбурга — создание агломерации за счет объединения с близлежащими городами — Верхней Пышмой, Первоуральском, Среднеуральском и Березовским.
«Это нисколько не противоречит удобству города для жителей, поскольку уже сейчас в городе работает очень много приезжих. Десятки тысяч людей работают в Екатеринбурге, в нем не проживая. Поэтому важная задача — строительство инфраструктуры для создания полноценной агломерации. В настоящее время в Екатеринбурге делаются правильные шаги по развитию пешеходной зоны и организации общественного транспорта, но в этом плане мы до сих пор сильно отстаем даже от наших соседей — города Перми», — добавляет Андрей Старцев.
Эксперт уверен, что необходимо соблюсти баланс между урбанистикой и маленьким человеком — жителем города. Именно этот баланс не позволит Екатеринбургу пойти по пути Детройта.
Объединяя мнения экспертов, можно заключить, что масштабная и повсеместная застройка офисными, торговыми или жилыми знаниями может привести к параличу многих городских систем, не готовых вынести увеличения нагрузки, прежде всего это касается автомобильных дорог. Однако эксперты уверены, что курс, взятый Екатеринбургом после развала СССР и позволивший городу стать процветающим мегаполисом, не позволит сбыться третьему, самому пессимистичному варианту развития событий.
