Авторская колонка
30.09.2010

Адвокат Иван Кадочников о сказках для бизнеса

Адвокат Иван КадочниковСМИ все чаще сообщают, что в России меняется уголовное законодательство и бизнес становится более защищенным от коррупции, в том числе — от произвола силовиков. Говорят даже, что подозреваемых в совершении экономических преступлений не будут до суда сажать в СИЗО. Увы, пока благие намерения остаются лишь сладкими посулами и сказками для бизнеса. Впрочем, и бизнес все прекрасно понимает и верить обещанному не спешит.

На данный момент все изменения сводятся к следующему: при избрании меры пресечения — заключение под стражу — судьи дописывают в судебных актах фразы о том, что преступная деятельность подозреваемого не являлась предпринимательской. Это вызвано тем, что изменения уголовного и уголовно-процессуального законодательства не затронули главного — не изменилось отношение к бизнесу. До тех пор дознание, предварительное следствие и суды живут по заветам марксизма: «Бизнес пойдет на любые преступления ради 300% прибыли».

Такой подход связан со следующими причинами. Во-первых, не изменилась нагрузка на судей. Вы можете себе представить, что ваш менеджер в год заключает более 600 договоров с контрагентами? Это, конечно, мечта любого собственника. Но более 600 дел в год — это нормальная нагрузка на мировых судей, которые в большей части рассматривают протоколы ГИБДД по нарушению правил дорожного движения. В федеральных судах нагрузка не меньше, но там и дела посложнее. А в отношении арбитражных судов существует пример Мосарбитража, в котором следующее дело у судьи назначается через 15 минут после завершения слушания предыдущего. Это непростые, многомиллионные дела, не говоря о налоговых и иных административных спорах. То есть в погоне за количеством рассмотренных дел, естественно, страдает качество.

Во-вторых, судейские кадры вырастают не из бизнеса, а по большей части из помощников судей. 5—6 лет будущие судьи учат не особенности дополнительных эмиссий акций и листинга на бирже, а дают «законные и обоснованные» ответы гражданам на их требования и жалобы. Фактически это ведет к тому, что суды несколько далеки от действующего законодательства, но разбираться в сделках, договорах и особенностях ведения бизнеса невозможно без постоянной практики. Разбирательство по экономическим делам ведет только арбитраж, а не суды общей юрисдикции, в которых рассматриваются дела об уголовных преступлениях. Показательным в этом плане является дело ЮКОСа: деятельность компании совершалась строго в соответствии с российским и международным законодательством, но это оказалось уголовно наказуемым с позиции российского уголовного права. При этом, пока судили руководство ЮКОСа, сама компания в арбитражном суде успешно выигрывала все дела, за что были лишены статуса несколько арбитражных судей.

В-третьих, дознание и предварительное следствие ведется все хуже и хуже. Не секрет, что большинство экономических уголовных дел рассмотрено благодаря «явке с повинной», «свидетельским показаниям» участников этих же уголовно наказуемых деяний, которые росчерком пера следователя из соучастников стали свидетелями. Это связано с тем, что дознание и предварительное следствие вообще не разбираются в гражданско-правовых отношениях. Показательным примером отсутствия квалификации является демонстративная борьба с «обналичкой», абсолютное бессилие правоохранителей перед мошенническими «пирамидами» и «рейдерством». Есть и ряд других причин, но описанные выше являются основными.

Есть и оборотная сторона медали — поведение самих «подзащитных».

Что бы там ни говорилось, а ставшего знаменитым юриста Сергея Магнитского, на мой взгляд, судили не за борьбу с мифическим рейдерством «неизвестных коррупционеров в погонах», а за банальную «инвалидную схему», в которой покойный был активным исполнителем: факты подделок трудовых книжек «инвалидов» лично Магнитским подтверждены следствием. И таких случаев прямого нарушения законов бизнесменами и юристами, скажем прямо, множество.

Увы, пока слишком многим проще рассказывать про безвинных жертв, пострадавших от мифических рейдеров, чем реально разбирать ситуации, ставшие поводом для уголовных дел. А бизнес все так же живет по вышеозначенным заветам Карла Маркса.
Вернуться в раздел » Авторская колонка
Материалы по теме
23.12.2013 В Свердловской области ежемесячная нагрузка на одного федерального судью составляет порядка 29 дел

УрБК, Екатеринбург, 23.12.2013. В Свердловской области ежемесячная нагрузка на одного федерального судью составляет ...

06.06.2012 С начала 2012 года Следственный комитет в Свердловской области возбудил 16 уголовных дел по признакам налоговых преступлений

УрБК, Екатеринбург, 06.06.2012. В 2011 году в следственное управление по Свердловской области поступило 336 сообщений ...

04.08.2011 Свердловский областной суд: Граждане по-прежнему не активно пользуются процедурой медиации

УрБК, Екатеринбург, 04.08.2011. Итоги работы судов области в первом полугодии текущего года обсуждены на совещании ...

12.11.2010 Число мировых судей в Свердловской области будет увеличено

УрБК, Екатеринбург, 12.11.2010. Губернатор Свердловской области Александр Мишарин принял участие в ряде мероприятий, ...

16.08.2010 Арест Ходорковского продлен до 17 ноября

Суд продлил до 17 ноября срок содержания в СИЗО в рамках второго уголовного дела бывшему главе ЮКОСа Михаилу ...