Авторская колонка
30.09.2013

Юрист Дмитрий Земеров о создании финансового мегарегулятора

Финансовый аналитик Дмитрий ЗемеровСентябрь ознаменовался не только началом нового учебного года, но и появлением финансового мегарегулятора. Создание единого органа управления является итогом организационных мероприятий, реализованных государством после кризиса 2008 года. Аналогичные действия по усилению контроля над системными рисками и разрешению сложных ситуаций на финансовых рынках имели место и в развитых странах, однако в конечном итоге создан мегарегулятор был только в России.

Попытки централизации предпринимались на протяжении нескольких лет. Сначала в марте 2011 года был упразднен Росстрахнадзор, а контроль над страховым рынком установила Федеральная служба по финансовым рынкам. Теперь функции ФСФР перешли к Центральному банку.

Вопрос о том, насколько эффективно новая структура будет осуществлять свои многочисленные функции, остается открытым. Необходимость применения различных регулятивных подходов к организациям, осуществляющим специфические виды деятельности на финансовых рынках, потребует от регулятора изменения методик и решительных действий. Кроме того, возможен конфликт интересов, поскольку Банк России выступает крупнейшим акционером Московской Биржи и принимает участие в организованных торгах, а Сергей Швецов, руководитель регулятора биржи — Службы Банка России по финансовым рынкам – одновременно является Председателем Наблюдательного совета биржи. В качестве временного шага принято решение, что указанное лицо не будет принимать участия в голосовании по вопросам, содержащим возможный конфликт интересов.

В течение сентября Банком России принято несколько важных решений, охватывающих ключевые формы деятельности на финансовых рынках, включая банковский сегмент, страхование и рынок ценных бумаг.

Стремясь поддержать экономический рост, регулятор предложил несколько алгоритмов отечественного «количественного смягчения». Прежде всего, Центральным банком вводятся аукционы по предоставлению кредитов под нерыночные активы, базисом которых являются портфели корпоративных кредитов. Теперь банки должны активизироваться в направлении прямого кредитования бизнеса, поскольку именно портфели выданных кредитов могут быть предоставлены в залог Центральному банку. Соответственно, привлекательность выпуска облигаций в качестве альтернативной формы инвестиций может несколько сократиться.

Значимым решением регулирования экономики представляется и изменение статуса ставки рефинансирования. С 1 января 2016 года она будет скорректирована до уровня ставки недельного репо — ключевой ставки, по которой Банк России предоставляет кредитным учреждениям наибольший объем финансирования. Диапазон ставок Центрального банка также будет определяться ставкой недельного репо в пределах одного процентного пункта вверх и вниз от указанной ключевой ставки.

Суммируя изложенное, необходимо отметить, что в экономической сфере государство сейчас сделало выбор в пользу упрощения привлечения заимствований для банков, но временно отказалось от снижения процентных ставок и поддержки курса рубля.

Применение новых требований по стандарту «Базель III» переносится Центральным банком с октября 2013 года на январь 2014 года. То есть правила будут применяться в отношении российских кредитных учреждений в те же сроки, что и в Европе и Северной Америке. Для того, чтобы соответствовать новым требованиям по критерию достаточности основного капитала, многим локальным банкам будет достаточно капитализировать прибыль 2013 года. Вдобавок, с 1 октября начинает работать департамент надзора за системно значимыми кредитными организациями (18 крупнейших банков, на долю которых приходится основная часть активов и обязательств банковской сферы, а также Национальный расчетный депозитарий и Национальный Клиринговый Центр — дочерние общества Московской Биржи). Такая мера также направлена на реализацию положений «Базель III».

Подготовленный проект изменений и дополнений в Положение о требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств № 382-П предусматривает оснащение всех эмитируемых банковских карт чипами, чтобы исключить вероятность скимминга (несанкционированного считывания данных карт путем установки на банкомат устройств). Следующими логичными шагами Центрального банка по регулированию расчетов должны стать снижение тарифов на услуги по обслуживанию карт и гармонизация сотрудничества с международными платежными системами.

В результате консультаций с Министерством финансов Центральный банк сформулировал предложение об ограничении ставок банков по необеспеченным потребительским кредитам. Не секрет, что данный вид кредитования является в настоящий момент наиболее рентабельным. Теперь допустимым отклонением от средней ставки по различным видам таких кредитов будут 30 процентов. В итоге новая инициатива мегарегулятора продолжает курс по ужесточению требований к розничным займам (в этом году увеличено резервирование по необеспеченным кредитам и повышены коээфиценты риска по ссудам с высокими ставками), а также значительно ограничивает бизнес банков, специализирующихся на высокорисковых займах. Между тем не менее важным представляется и последующее усиление контроля за микрофинансовой деятельностью.

Служба Банка России по финансовым рынкам сформулировала два важных решения, касающихся брокерской деятельности и отчетности по сделкам. По первому вопросу утвержден Приказ «О Единых требованиях к правилам осуществления брокерской деятельности при совершении отдельных сделок за счет клиентов, а также признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Федеральной службы по финансовым рынкам» № 13-71/пз-н, который изменяет систему расчетов по маржинальным сделкам. Предполагается, что рост числа так называемых «сделок с плечом» благоприятно отразится на увеличении ликвидности рынка ценных бумаг. Второй вопрос касается внебиржевых сделок: с 1 октября функции репозитария начинает осуществлять Национальный расчетный депозитарий. Соответственно, отчетность по всем внебиржевым сделкам принимается данной организацией, также поддерживающей функции по хранению ценных бумаг и проведению взаимозачета требований и обязательств по сделкам, заключенным не на организованных торгах.

В страховой сфере Банк России анализирует возможность формирования единой методики оценки ущерба по ОСАГО с учетом требований Закона РФ «О защите прав потребителей» и страхового законодательства и развитие направления страхования жизни, которое представляет значительный интерес для глобальных игроков страхового дела.

Итак, освоение новых властных полномочий проходит в свете изменения вектора регулирования, что подразумевает единый подход к различным блокам финансовых рынков. Оптимальным же результатом реформ следует считать повышение прозрачности всего финансового сектора.
Вернуться в раздел » Авторская колонка
Материалы по теме
22.08.2013 Руководителем службы Банка России по финансовым рынкам назначен Сергей Щвецов

УрБК, Москва, 22.08.2013. Приказом председателя Центрального банка Российской Федерации на должность первого ...

25.04.2013 Финансовый мегарегулятор начнет свою работу в октябре 2013 года

УрБК, Москва, 25.04.2013. Единая структура финансового мегарегулятора должна окончательно сформироваться и начать ...

22.11.2012 Юрист Дмитрий Земеров о финансовом регулировании

Система регулирования финансовых рынков становится все более централизованной. Так, указом президента РФ № 270 в марте ...

01.09.2011 Перераспределение полномочий между Министерством финансов РФ и ФСФР РФ завершено

УрБК, Москва, 01.09.2011. Постановление Правительства РФ «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере ...

24.08.2011 Правительство РФ одобрило проект о перераспределении полномочий между Министерством финансов и ФСФР РФ

УрБК, Москва, 24.08.2011. Правительство РФ одобрило проект постановления о перераспределении полномочий между Минфином ...