Статьи
26.07.2012

Йозеф Павлейе: Я отбираю талантливых фотографов

Йозеф Павлейе: Я отбираю талантливых фотографов На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил основатель агентства Pavleye Art and Culture (www.pavleyeartandculture.com) Йозеф Павлейе (www.pavleye.com).

— Насколько широко распространен в Чешской Республике институт представителей фотографов?

— Пятнадцать лет назад, когда мы только начинали заниматься фотографией, профессиональных фотографов в Чехии было около пятнадцати. В основном они снимали для рекламы и моды. Теперь их уже около сотни — а для Праги это много, потому что это все же маленький город.

Сейчас в Праге всего около трех-четырех агентов, которые представляют фотографов. Так сложилось, потому что это не приносит особого дохода, и поэтому работать агентом фотографов в Праге — это плохой бизнес.

— Можно ли оценить, какие фотографы наиболее часто сотрудничают с агентствами?

— Самое популярное направление — fashion-фотография и рекламная фотография, конечно, то, что приносит наибольший доход.

— Какие основные функции берет на себя ваше агентство при работе с фотографами?

— Наше агентство делает абсолютно все: мы находим фотографам работу, заказы, занимаемся их продвижением, предоставляем финансовый сервис, делаем рекламную продукцию.

Я представляю таких фотографов, как Anna Mrazek Kovacic, Miro Minarovych, Susanne Spiel, Filip Slapal, Prasad Naik. Так же я являюсь агентом европейского фотографа Курта Сталлерта (Kurt Stallaert), который работает для американского рынка. Он занимает пятую строчку рейтинга.

— Как агентство ищет фотографов для сотрудничества? Существует ли какая-то система поиска талантов и новых лиц? Можно ли оценить количество отсеянных фотографов?

— Я всегда почувствую новый талант, если увижу его. Это мой вкус, мое понимание.

Обычно из 30 фотографов выбираю только одного. Есть агентства, которые работают со множеством фотографов. У нас мало фотографов, но все они очень талантливые и настоящие профессионалы. Я отбираю талантливых фотографов не только чувством, мне также важно, чтобы фотограф каким-то образом смог наполнять тот стиль, в котором он работает, показать свое портфолио и некий концепт.

— Специалисты вашего агентства оказывают влияние на творческий процесс фотографа?

— Что касается творческого процесса фотографов, то в каждом случае мы с ними этот вопрос очень подробно обсуждаем. Мы разговариваем о том, что сейчас в тренде, что именно их интересует.

Когда фотографы хотят привнести в свое творчество что-то новое, то мы обязательно об этом разговариваем, и в итоге нам удается договориться. Это совместная работа агента и фотографа.

— Бывают ли ситуации, когда видение фотографа не совпадает с видением заказчика, и как агентство выходит из подобных ситуаций?

— Такое случается очень редко. Ведь фотографа выбирают по его портфолио, и заказчик сразу ориентируется на тот стиль, в котором работает фотограф. И если видение фотографа и заказчика не совпадает, то эта работа будет просто переделана. В каждом случае заказчик будет всегда прав. А если будет уж очень вредный заказчик, то работа с ним просто прекратится.

Заказчик выбирает из трех-четырех фотографов.

— Заказчик всегда прав?

— Не всегда. Если заказчик слишком вредный и придирчивый, работа с ним будет закончена.

— Бывают ли конфликты с фотографами, основа которых — творческие разногласия?

— Иногда могут возникнуть конфликты, если речь идет о каком-то креативном процессе. Я не тот человек, который будет говорить о креативности с фотографом, потому что мой взгляд — это мой взгляд, моя мысль — это моя мысль. Всегда важно поддерживать стопроцентно фотографа в его творчестве и не указывать, что ему делать.

— Чешская фотография является очень самобытной в творческом плане. Учитывается ли история и стилистика при работе над международными проектами?

— О коммерческой фотографии нельзя так сказать, в ней история идет на втором плане. А вот просто в творческих фотографиях вы, конечно, можете увидеть эту чешскую самобытность.

Коммерческая фотография никакого чешского фундамента не имеет, ведь она появилась лишь в 1989 году, после падения коммунизма, когда возникла коммерческая фотография как таковая. Думаю, в Советском Союзе было то же самое.

— Известные российские фотографы говорят, что если они снимают на европейский манер, то их не нанимают, потому что проще нанять европейского фотографа. Издатели ищут уникальный взгляд, им нужен именно русский взгляд.

— Да, это правда. Но все зависит от того, в каком стиле сделана фотография. Может быть, это актуально для арт-фотографии, для концептуальной или документальной фотографии.

Например, для fashion-фотографии уже не важно, из какой страны фотограф.

Конечно, по фотографии можно определить, европейский это фотограф или нет. По стилю фотографии сразу видно, что фотография, например, из журнала ELLE и сделана в европейском стиле. А человек, не посвященный в это, никогда не определит, что фотография была сделана индийским фотографом. Но тот, кто разбирается в фотографии, сразу же вам укажет на различия: у этой модели абсолютно иной мейк-ап — у нее макияж другой и стиль абсолютно иной.

Тут важнее для издателя, что за аудитория будет у фотографии, в каком регионе она будет опубликована.

— В условиях конкуренции насколько услуги агента облегчают работу фотографа? Выгоднее получать заказы через агентство или самому искать их?

— Во-первых, работать с хорошим агентством, с хорошим агентом — это вопрос престижа.

Во-вторых, фотографу совсем невозможно одновременно сосредоточиться на каком-то творческом процессе и в то же время искать себе заказы. А когда агент занимается поиском заказов и выстраивает отношения с заказчиками, тогда фотограф может полностью сфокусироваться на своей работе.

— Бывают случаи, когда одно агентство «перекупает» фотографа у другого? Или переход от одного агентства в другое — это дело фотографа?

— Такое возможно. Бывает, что перекупают или переманивают фотографов из одного агентства в другое.

Но я не верю в просто подписанные договоры между фотографом и агентом. Главное — это обоюдное желание работать вместе. И договор работает лишь в том случае, когда есть устные договоренности и желание работать вместе. Вот в это я верю.

— Есть ли перспективы дальнейшего развития профессиональной фотографии как бизнеса в мире?

— Наверное, будущего у такой профессии, как профессиональный фотограф, все-таки нет, потому что постоянно появляются новые технологии. Пройдет 20–30 лет, и технологии CGI обновятся. Так что коммерческую фотографию рано или поздно заместит компьютер. В тот день, когда вы сможете заменить человека компьютером и когда вы получите человека, смоделированного в компьютере, который выглядит точно так же, как на фотографии, — вот тогда и перестанет существовать профессия профессионального фотографа. Я реалист.

Например, это уже касается предметной съемки: сейчас уже дешевле не фотографировать, а просто делать картинки в 3D. В прошлом году на фестивале в Каннах гран-при выиграла компания «Самсонайт», работа которой была сделана полностью в 3D.

Поэтому мы диверсифицируем бизнес: кроме фотоагентства, у меня есть еще одно — Artandculture. В этом году мы делали фотовыставку Дэвида Лашапеля, это была самая большая его мировая экспозиция, с афтерпати на 2000 персон.

С Мишелем Комте будем делать выставку в этом году в Братиславе, в Словакии. Также на следующий год планируем выставку Марио Тестино. В общем, на ближайшие три года у меня есть идеи, чем заняться.

— А вы сами фотографируете?

— Только голых девушек :)

— Когда вы стоите рядом с такими именитыми фотографами, например с тем же Дэвидом Лашапелем, у вас дыхание не замирает?

— Нет, наоборот. Я себя чувствую вообще отлично рядом с ними.

Специально для УрБК Евгений Потапов.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
27.07.2012 Йозеф Павлейе: Я отбираю талантливых фотографов

На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил основатель агентства Pavleye Art and Culture ...

15.03.2011 Московский фестиваль «Мода и стиль в фотографии 2011» откроется в столице в седьмой раз

Сегодня в 7-й раз откроется московский международный фестиваль «Мода и стиль в фотографии 2011», многие выставки ...

01.02.2011 Василий Воинов: Гонорар фотографа может достигать 150–160 тысяч рублей

Фото предоставлено Василием Воиновым На вопросы информационно-аналитического агентства «УралБизнесКонсалтинг» ответил ...

31.01.2011 Василий Воинов: Гонорар фотографа может достигать 150–160 тысяч рублей

На вопросы информационно-аналитического агентства «УралБизнесКонсалтинг» ответил фотограф Василий Воинов ...

24.11.2009 Ассоциация Свадебных Фотографов Екатеринбурга проведет фотовыставку участников Первого профессионального конкурса свадебной фотографии

Ассоциация Свадебных Фотографов Екатеринбурга приглашает всех, кому интересна тема свадебной и портретной фотографии на ...